Георг Фридрих Гендель

Опубликовано в «Церковном вестнике» № 7 (404), апрель 2009

handel1

250 лет назад, 14 апреля 1759 года, в своём доме на Брук-стрит в Лондоне в возрасте семидесяти четырёх лет скончался великий немецкий композитор, почти полвека проживший в Англии, Георг Фридрих Гендель.

Если бы Гендель жил в наше время, он сочинял бы мюзиклы и саундтреки – и это были бы самые грандиозные мюзиклы и самые качественные, лучшие и популярные саундтреки. Музыка Генделя – это массовое искусство первой половины XVIII века, а сам он – величайший шоумен своей эпохи. Гений Генделя вобрал в себя весь современный ему музыкальный фон, все штампы, все приёмы «изготовления» музыкального «продукта». Интересно сравнить Генделя с Бахом (мы постоянно будем возвращаться к этой параллели). Если Бах черпал своё творчество из Евангелия, литургической жизни Лютеранской Церкви и каких-то запредельных глубин своей души, отсекая при этом те формы музыки, которые не вмещали это содержание (например, Бах не писал опер), то Гендель чрезвычайно чутко улавливал сам процесс сиюминутной культурно-общественной жизни, запечатлевая его в привычных эпохе звуках. Но это не просто музыкальное отражение своего времени, как в зеркале – иначе о Генделе никто сегодня бы и не вспомнил. Своим великим творческим даром Гендель переплавил массовое, обыденное и повседневное искусство в строгую, величественную и полнокровную музыку, несущую в себе и отображение вечной, небесной гармонии, и некое прикосновение к незыблемым основам Божьего мироздания. Музыка Генделя глубока, радостна и здорова; она пережила своё время и свою эстетическую среду и сделалась драгоценным достоянием всех времён и всех народов.

Родился Георг Фридрих Гендель 23 февраля 1685 г. в саксонском городе Галле. (Меньше чем через месяц и менее чем в ста километрах от Галле, в Айзенахе, родится Иоганн Себастьян Бах. Каким-то загадочным образом два этих гения всё время пересекались, хотя у них никогда не получилось встретиться очно.) С самого раннего детства мальчик стал проявлять музыкальные дарования; но отец Генделя, Георг-старший, не хотел, чтобы его сын становился музыкантом. Повинуясь желанию отца, Гендель начал учиться на юриста, но параллельно занимался и музыкой с городским органистом Вильгельмом Цахау – отец не препятствовал таким занятиям в свободное время. Уже здесь мы видим основные черты характера будущего композитора – железную волю и «политический» такт: он хотел стать музыкантом – и стал им, не ссорясь с отцом. В 1697 году старший Гендель умер. Георг из почтения к памяти отца заканчивает юридический факультет Галльского университета, но юриспруденцией не занимается ни дня. Он выбирает путь профессионального музыканта, устроившись на должность городского органиста в Гамбурге – самом музыкальном городе тогдашней Германии. Там он пишет свою первую оперу «Альмира», а через шесть недель после неё – оперу «Нерон». Писал Гендель необыкновенно быстро, безо всякого обдумывания; музыка изливалась из него, как вода льётся из открытого крана (так же сочинял Моцарт; Бах же и Гайдн, наоборот, усердно работали над музыкальным материалом).

В 1707 году Гендель уехал на два года в Италию – «на стажировку», как сказали бы мы сейчас. Италия – это и учёба музыке, и овладение музыкальным менеджментом. Итальянские специалисты, особенно в области оперы, задавали тогда тон по всей Европе. Генделю всю жизнь придётся бороться с итальянцами за своё «место под солнцем»… В Италии Гендель пишет много духовной музыки; и до сих пор она исполняется за католическими богослужениями, хотя по вероисповеданию Георг Фридрих был лютеранином.

В 1710 году Гендель становится придворным дирижёром Ганновера, у герцога Георга Людвига. Но в маленьком Ганновере Генделю очень быстро стало тесно. Испросив у герцога разрешение, он отправляется в Лондон, где пишет для лондонских театров одну оперу за другой. Успех у публики и блеск огромного города очаровал композитора. Он решает «осесть» в Лондоне. Но решение это не было согласовано с его ганноверским работодателем; Гендель всячески хитрил и манкировал своей службой. Герцог злился, а Гендель из Лондона не возвращался. Так продолжалось до 1714 года, когда умерла английская королева Анна. Ближайшим её наследником оказался – о ирония судьбы! – герцог ганноверский Георг Людвиг, который и вступил на английский престол с именем Георга I. Гендель, разумеется, почувствовал себя более чем неловко, и искал, как примириться с королём (от крутых мер Генделя спасало то, что на монарха навалилось великое множество государственных дел, и ему было не до беглеца). Но король любил музыку, и Гендель всё-таки «ублажил» его: организовал грандиозное представление на Темзе, посадив на три баржи по оркестру и исполнив три сюиты под окнами королевского дворца (знаменитая его «Музыка на воде»). Король растрогался, и опальный композитор был прощён.

Итак, Гендель поселился в Англии. Жизнь его была чрезвычайно напряжённой – так что он даже остался холостяком: некогда было жениться… Он много сочинял, но не меньше он занимался тем, что мы сегодня назвали бы «продюссированием». Очень популярна была в Лондоне итальянская опера; Гендель противопоставил ей собственный оперный проект. Ко всему прочему он был весьма практическим человеком, его счета в Английском банке свидетельствуют об интересе к финансовой сфере. Гендель играет на бирже, при этом то разоряется, то опять обогащается; воюет с итальянцами; ругается с принцем Уэльским, опять мирится с ним; получает английское гражданство, становится учителем музыки наследника престола, ссорится со своими либретистами и музыкантами, находит новых авторов и исполнителей – и неустанно пишет музыку. Человеком Георг Фридрих был толстым и крупным, жизнерадостным, энергичным, очень любящим хорошо покушать… Такая насыщенная жизнь привела его к инсульту, который приключился с ним в 1737 году. Поразительно – Гендель, собрав свою волю в кулак, выздоровел от этой болезни, которую и сейчас-то трудно излечить, а уж в те времена и подавно… Пока он болел, конкуренты-итальянцы взяли над ним верх; генделевские оперы стали непопулярны. От таких переживаний Гендель сделался, как отмечали его друзья и коллеги, каким-то «сосредоточенным»; он стал писать оратории на библейские сюжеты – всё с такой же необыкновенной быстротой. Весь Ветхий Завет оказался охвачен музыкой Генделя: «Иосиф», «Израиль в Египте», «Иисус Навин», «Самсон», «Иефай», «Дебора», «Эсфирь», «Саул», «Иудифь», «Иуда Маккавей» и ещё множество грандиозных музыкальных полотен – вот следствие тяжёлой болезни и жизненных неудач Георга Фридриха.

Поистине он был невероятным тружеником. Такое творческое и профессиональное напряжение привело Генделя к кризису: в 1741 году вдруг иссякает источник его музыки. Из крана перестала течь вода… Гендель очень скорбел и даже впал в уныние. Около года продолжалось это печальное состояние; но так же внезапно, как и началось, оно закончилось. За три недели, в конце лета 1742 года, почти не прерываясь на еду и сон, Гендель написал самое знаменитое своё произведение – ораторию «Мессия» на тексты из Ветхого и Нового Заветов. В благодарность Богу, вернувшему ему творческий дар, Гендель дал обет, что все средства от исполнения «Мессии», где бы и когда бы оратория не исполнялась, будут использованы на вспоможение нуждающимся. Не знаю, как сейчас, но при жизни Генделя так оно и было.

Выздоровевший Гендель опять включается в свою бурную композиторскую, исполнительскую и продюсерскую жизнь. В 1749 году по случаю заключения Аахенского мира Гендель пишет грандиозную «Музыку Фейерверка» – сочинение, исполнявшееся на открытом воздухе сотнями музыкантов в сопровождении разных пиротехнических эффектов. А в 1751 году Георга Фридриха постигает новая трагедия – он слепнет. Безуспешно пытается излечить его от слепоты глазной врач Тэйлор – тот самый, который сделал неудачную операцию (опять эта параллель!) ослепшему (и уже умершему к тому времени) Баху…

Слепота была особенно тяжела Генделю потому, что из-за неё остановилось его творчество. Гендель замыкается в себе; ещё он играет на органе, но уже ни дирижировать, ни организовывать свои музыкальные проекты не может. В одиночестве жил он последние годы в своём доме, неизменно ходя по воскресеньям в церковь на углу Брук-стрит. Гендель предчувствовал приближение смерти. Распорядившись в начале весны 1759 года всем своим имуществом, он простился с близкими и друзьями и – казалось бы, такой «земной» человек – попросил оставить его одного и не беспокоить, потому что, говорил он, «в Страстную Пятницу я умру, чтобы в день Пасхи узреть своего Бога и Спасителя». Так и получилось: умер Гендель в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу 1759 года. Похоронили его, как выдающегося гражданина Англии, в Вестминстерском аббатстве; место рядом с ним через 111 лет занял Чарльз Диккенс.

Ученик и биограф Генделя Чарльз Бёрни писал: «Облик его (который я помню так живо, словно видел его только вчера) был полон достоинства и духовного величия. Выражение лица его было обычно угрюмым, но когда он улыбался, то был похож на пробившиеся сквозь чёрные тучи солнечный луч».

Так и ныне мглу нашей жизни озаряет солнечный луч радостной и величественной музыки Генделя.

Print Friendly, PDF & Email
comments powered by HyperComments

Читайте также:


НаверхНаверх
© Михаил Терентьев, 2015 igpetr.org